Планирование образовательного процесса
Структура плана образовательной работы воспитателя с воспитанниками групп раннего и дошкольного возраста (согласно ИМП Министерства образования Республики Беларусь для учреждений дошкольного образования)
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
- годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год;
- научно-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь);
- взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию родителей и вовлечению их в образовательный процесс. Формы работы: индивидуальные (консультации, беседы, разговор по телефону, посещение на дому и т.д.);коллективные (род.собрания, круглые столы, субботники, праздники и т.д.); наглядные (разработка памяток, буклетов, подготовка стенгазет, составление фотоколлажей и др.), информационно-коммуникационные (on-line консультации; общение через skype-связь, по электронной почте, в соцсетях; составление электронных дисков по различным вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста и др.);
- индивидуальную работу с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на каждую неделю месяца на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности);
- коррекционно-развивающая работа (планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом);
- закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования);
- двигательную активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках, активный отдых, двигательный перерыв). Комплекс утренней гимнастики составляются на первую-вторую, третью-четвертую недели. Обязательным условием является внесение в составленные комплексы усложнений и дополнений на второй и четвертой неделях. В содержание планирования подвижных игр и физических упражнений на прогулках в течение недели вносятся задачи по освоению воспитанниками основных видов движений и развитию у них физических качеств, указывается перечень и интенсивность игр.
- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья планируются в соответствие с разделом «Двигательная активность» учебной программы дошкольного образования);
- специально организованную деятельность по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включается: образовательная область и вид занятия; тема занятия; задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования; методы, приемы достижения поставленной цели;
- нерегламентированную деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, трудовая).
- учёт ежедневных наблюдений.
Примерное планирование видов детской деятельности
В разделе «Общение» планируются:
- беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
- беседы о прочитанном произведении;
- беседы на морально-этические темы;
- беседа-разговор (с детьми 1-3 лет);
- обсуждение содержания альбомов, иллюстраций, картинок, открыток на разнообразную тематику;
- разыгрывание коммуникативных этюдов в парах или с малыми подгруппами;
- рассказы (из опыта);
- коммуникативные ситуации;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- этюды;
- ситуации вербального и невербального общения;
- объяснения;
- пояснения;
- тренинги;
- интервью;
- фантазирование;
- и др
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
- дидактические игры;
- пальчиковые;
- ·сюжетные и сюжетно-ролевые игры;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
- развивающие игры;
- игры со строительным материалом;
- народные;
- хороводные;
- подвижные;
- интеллектуальные;
- компьютерные;
- режиссерские
- и др
-
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
- наблюдение реальных предметов и объектов живой и неживой природы;
- опыты с окружающими предметами и объектами неживой природы;
- простейшее экспериментирование;
- обследование предметов и пространства;
- моделирование;
- ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
- составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)
- предметно-орудийная деятельность (основной вид деятельности детей раннего возраста (показ способов действий с предметами и игрушками)
- и др
-
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
- восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм);
- исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихв, потешек)
- детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов творческих и описательных, составление загадок
- слушание художественных произведений в грамзаписи;
- воспроизведение;
- речевые упражнения;
- знакомство с разными видами кукольных театров;
- драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
- инсценировка;
- подготовка спектаклей
- и др
-
2. Ознакомление с изобразительным искусством:
- рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
- рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
- рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции);
- изготовление поделок (из природного, бросового материалов);
- изготовление декораций, атрибутов, составление коллажей;
- Изобразительная деятельность:
- рисование
- лепка
- аппликация
- конструирование
- детский дизайн
-
3. Музыкальная деятельность:
- развлечения);
- игра на музыкальных инструментах;
- подготовка к праздникам;
- слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
- выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
-
В разделе «Трудовая деятельность» планируются:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
- культурно-гигиенические навыки;
- ручной труд (дошкольный возраст).